Итак, всё, чем мы занимаемся
всвоих Институтах, можно выразить очень
кратко: мы стимулируемдетей визуально,
аудиальнои тактильно к познанию,
одновременно изучая степень роста мозговой активности.
Наша задача - научить родителей
заниматься с детьми по нашей методике.
¨Именно это заставляет парализованныхходить.
¨Именно это делает умственно отсталых образованными.
¨Именно это помогает слепымвидеть, а глухим - слышать.
¨Именно этопозволяет привести в сознание коматозных детей.
¨Именно это даёт возможность детям с потерей
чувствительности восстановить её.
Программа
сенсорного стимулирования предназначена для создания первых трех стадий
развития визуальной, слуховой и тактильной компетенцииидляусовершенствования тех
стадий, которые все еще не совершенны.
Основываясь
на детской оценке, акцент долженбыть
сделан на укрепление тех начальных стадий, которые существуют,инаобеспечение стимулированиядлясозданияследующейстадииразвитиявкаждой области.
Вопрос
первостепенной важности заключается в том, чтобы строго придерживаться
руководящихпринциповздравого смысла и безопасности в
выполненииПрограммысенсорногостимулирования. Хотя важно достичь надлежащей интенсивности в стимулировании
сенсорных путей,такжеважноделать это так, чтобыне
причинитьвредаребенку.Приотборе возможных материалов,
всегдасначала экспериментируйтесэтимиматериаламина себе перед тем, какприменить ихдлявашего ребенка.Фонарь не должен быть настолько ярким, чтобы
причинить боль вашимглазам, свисток не
должен использоваться так близко, чтобы причинить больвашим ушам, атвердаящеткане должнавызвать волдыри на вашей коже иликровотечение. Если ваши материалы безопасныв применениик вам,они должны также быть
безопасны длявашегоребенка.
Цель
Программысенсорногостимулирования заключаетсяв том, чтобы облегчить ребенку зрение,
слухиощущение. Наилучшее, что вы можете сделать, чтоб помочь ребенку в этом,
- это применятьяркий контраство времякаждой процедуры. Например, стимуляциярефлекса на свет должнавсегдапроводитьсявсовершеннотемнойкомнате, чтобы акцентировать контрастсветлого и темного. Каждый звук, используемый
для программы слухового стимулирования, должнапредшествоватьизатемследоватьполная тишина. За
стимулированием кожи твердой щеткой,должна следовать стимуляция мягкой щеткой, абутылка горячей водыдолжна сменяться пакетиком льда. Создавая
контраст, вы облегчаете процессызрения,
слуха и ощущения.
ПРИМЕРПРОГРАММЫСЕНСОРНОГОСТИМУЛИРОВАНИЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Первый уровень
Цель: Создатьили улучшить световой рефлекс
Программа:
СтимулированиеСветовогоРефлекса
Частота:Минимум 30 раз в день
Интенсивность: Домашнийфонарь
Продолжительность:
1 сек. воздействия,
5
сек. отдыха,
закрывая и стимулируя одинглазпоочередно – в течение 1 минуты
каждыйраз
Стимуляция
должна проводиться в совершенно темной комнате
Второйуровень
Цель:
Создатьили улучшить восприятие контуров
Программа:Контрастная Среда
Сделайтечерно- белую клетчатуюдоску, по крайней мере, на одной стеневспальнеинарабочем месте. Интенсивноосветить её, так чтоб на полуилинаклонномтрекеобразовалисьчерно- белые полосы.
Черно-белые
Слайды
В
совершенно темной комнате, направьтепроектор с черно-белыми слайдамина широкую стену или потолок. Устройте вашего ребенка поудобней, так ,
чтоб ему было легко смотреть на слайды. Представляя каждый слайд, четко и
громко объявите его название. Подождите, пока ребенок не увидитслайд, иснова повторите его название.
Частота:Минимум10 раз в день
Интенсивность: 3 слайда ежедневно (выбирайте, по
возможности, такие слайды, которыесильно отличаются друг от друга)
Продолжительность:
1 –3 слайдакаждый раз
Выбирайте3новых слайда каждый день в течение одной недели, потребуется 21
слайдв общем. В конце недели начинайте
снова с тех 3 слайдов, с которых вы начинали неделю назад. Продолжайте цикл с
этими 21 слайдами, пока ваш ребенок не будет способен их различать.
Используйтеряд21«белого на черном»слайдов ,
после того как ряд «черного на белом»слайдовзавершен.
Черно-
белыеБитыИнтеллектуальных Карточек
В
дополнение к21 черно-белым слайдам,
сделайтеряд соответствующих черных
фигур на белых картонныхквадратах.
Представьте их вашему ребенку, используя те же руководящие принципы, о которых
было сказано раньше применительно к слайдам, используя те же слайды и
соответствующие карточки каждый день. Показывайте карточкив темной комнате, освещаяихфонарем.
Каждый
раз держите2карточкипод фонарем в темноте илив
хорошо освещенной комнатеиспрашивайте: «Где звезда?»
Подождитеидайтевашемуребенкувозможность посмотреть на одну из карточек.
Третийуровень
Цель:
Создатьили улучшитьспособностьвидеть детали
Программа:
Окружающаяобстановка:
Вернитеськобстановке, созданнойсклетчатойдоской,идобавьте детали, поместивцветныефигуры в каждый квадрат.
Например:красный треугольник вчерный квадрат;
зеленый
квадрат в белый квадрат
желтый
кружок в черный квадрат.
Нарисуйте на Битахдетали
Вернитесь
к черно-белым фигурам на карточках и начните добавлятьцвет и детали, и сделайте новые карточки.
Например:
Лица - счастливые, грустные, удивленные
Фрукты
- апельсин, яблоко, банан
Фон
должен быть черным,в том случае,
еслион визуально усовершенствует Бит.
Сделайте
3 Бита.
Цикл- 10 раз вдень.
СЛУХОВАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬ
Первый уровень
Цель: Создатьили улучшить рефлекс испуга
Программа:
Стимулированиерефлекса испуга
Частота:
Минимум30 раз в день
Интенсивность: В тихой
комнате, ударьте двумя деревянными досками друг об другавнезапнои без предупреждения. Держите доскина безопасном расстоянии, используя себя в качестве барометра для
измерения безопасности.
Интенсивность:
Свистнитевсвистокнабезопасном расстоянии от ушей
ребенка. Делайте этонепредсказуемов течение днявне особеннотихойкомнате.
Продолжительность:
Секунды. Однаковы можетекаждый раз
экспериментировать
с продолжительностью и частотой – иногда пытайтесь произвести сразу две
стимуляцииодну за другой, чтоб
посмотреть, не создает ли это более подходящей реакции. И если это так, то
производите более одной стимуляции.
Третийуровень
Цель:
Создатьилиулучшить способность слышать
значащие звуки
Программа:
Окружающая обстановка:
Устраните
слуховойхаосипосторонний шум.Выключите
телевизор, радио, музыку и т.д.
Создайте
атмосферу, при которой можно услышать и легко различить один звуккаждый раз, а такжеможно легко услышать и понять произносимую
речь.Говорите громко ичетко.Будет полезно, если вы будете говорить непосредственнонаушивашему ребенку.Используйте значащий звук, сделайте ваш голос
музыкальным.
Стимуляция значащих звуков
Частота:
Минимум30 раз в день
Интенсивность:
3 звука ежедневно, используя звуки, которые отличаются друг отдруга, на сколько это возможно. Выберите из
коллекции звуков колокольчики, свистки, тарелки, зуммер, треугольник, горшки,
камушки в жестяной банке и т.д. А также используйтетакиеежедневные звуки, как телефонный звонок, звонок в дверь, водопровод,
шаги и т.д.
Представляйте
каждый звук в тихой комнате.
Продолжительность:
Используйте 3 звука в минуту. Скажите вашему ребенку, что каждый звук громкий и
ясный. Время от времени переносите место действия звука идавайте ребенку возможность самому
определить, откуда исходит звук.
Иногда
производите звук испрашивайте вашего
ребенка, какой это был звук(попытайтесь визуально указать на предмет, издающий
звук, или применить тактильное прикосновение).Также попытайтесь говорить
сердитым или успокаивающим голосом, чтоб увидеть, подобающимли образомреагируетребенок.
ТАКТИЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Второйуровень
Цель:
Создатьилиулучшитьжизненноеощущение
Программа:Частота: Минимум 30 раз в день
Интенсивность:
Чередовать следующим:
Горячее/холодное
Твердая
щетка
Щетка
для посуды
Покалываниебулавками (стерилизованными)
Стимуляцияногтями
Продолжительность:
1 минута. Использовать только что-то одно из выше перечисленногокаждыйраз.
Не
делайте ничего, что вызовет на коже ссадины. Продолжайте стимуляцию, пока у
вашего ребенка не появитсянемедленная,
подобающая реакция на стимуляциюжизненного ощущения всего его или её тела. Оценивайте реакцию вашего
ребенка каждый день. Если ваш ребенок начнет сильновозражать против этого, это нормальная
реакция, указывающая на то, что началось важное неврологическое улучшение. Вы
можете прекратитьсильную стимуляцию тех
областей, на которые у ребенка немедленная, нормальная реакция.